Фотографии

Аэрография работы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Аэрограф 2007: 1 2 3 4 5 6 7 8
Аэрограф 2008: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Аэрограф 2009: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Автоэкзотика 2008: 1 2 3 4 5 6 7
Все фото: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54

Как работать с трафаретами

Маски и трафареты 

Так что же такое маска?


Не пугайтесь! В этой статье не пойдет речь о личинах, с которыми на ваши работы смотрят зрители. Речь также не пойдет о средствах индивидуальной защиты органов дыхания мастера, исполняющего работу, хотя эта тема весьма важна для здоровья и экологии. Речь сегодня пойдет о способах наносить краску аэрографом лишь на те участки росписи, которые запланированы для этого. Когда мастер использует некие средства для того, чтобы наносимая краска из аэрографа ложилась на поверхность избирательно (не попадала туда, куда не надо) – он использует маски. 

В процессе работы с изображением возникает необходимость нанесения очень тонких и четких линий, контуров и пятен. Границы этих объектов могут быть размытыми или четкими, контрастными с фоном или сливающимся с ним. Размытые границы до определенного предела дает сам аэрограф, позволяющий просто, как кистью «ваять» работу. Однако, если работать одним аэрографом, без посредства каких либо вспомогательных средств, мы получим мягкий, объемный и, как иногда говорят, «плюшевый» рисунок. Иногда этого и требует сюжет, с которым мы работаем, особенно, когда изображение занимает большую площадь (например, боковая плоскость прицепа для фуры) и смотреть на него будут с большого расстояния. Когда же речь идет о работах, которые содержат большое количество мелких деталей, точных прорисовок, которые хорошо смотрятся как издалека, так и с близкого расстояния – без помощи масок не обойтись. 

По типу и области применения, маски можно условно разделить на несколько типов:

Трафареты. 
Жидкие маски. 
Лекала. 
Сделанные посредством различных самоклеющихся пленок, контурных и малярных лент. 

Трафарет.

Происходит от итальянских слов: traforetto, traforo, обозначающих - продырявливание, прокалывание. Это приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива. Современный художник, работающий с аэрографом, не ставит себе целью создание поточных рисунков и на первый взгляд, трафареты ему ни к чему. Но это далеко не так, просто в аэрографии трафареты не бывают многоразовые. 

Пожалуй, самый распространенный вопрос любопытствующего обывателя к художнику, такой: а вы рисуете под трафарет? Чаще всего этот вопрос вызывает лишь улыбку. Однако, так называемый трафарет и есть самая простая маска. Скажем, наскальные изображения рук первобытных людей были сделаны не иначе, как именно этой техникой. Приложив к поверхности камня кисть руки и подув на нее через трубочку, наполненную растительным красителем, наш далекий предок изобрел способ нанесения рисунка через трафарет – на камне осталось изображение руки, на фоне краски. Техника работы с трафаретом используется с очень многими материалами и инструментом. Это может быть обычная кисть, валик или же покрасочный пульверизатор и наконец, аэрограф. 

Принцип работы с трафаретом прост. Как правило, для его изготовления применяется обычная бумага, на которой вырезается необходимый контур. Посмотрим на рисунок 1, иллюстрирующий его работу:



Рис.1

Трафаретом принято называть любую двухмерную плоскость, в которой вырезаны некие контуры, используемые в рисунке. Изготовлен он может быть из любого материала, позволяющего задержать ненужный запыл краски на себе и создать как бы теневую область на поверхности рисунка. 

Как правило, трафареты изготавливают из бумаги, но очень интересные фактуры и эффекты можно получить используя в качестве трафарета различные ткани и сетки… А часто эти материалы комбинируют, как на рисунках ниже. 





На первых двух фотографиях мы видим простейший трафарет, вырезанный из картона. Сам по себе он ни чем не примечателен – обыкновенный несложный контур. Однако, когда мы с помощью малярной ленты приклеиваем с тыльной стороны трафарета обыкновенную марлю, то получаем комбинированную маску, кроме простого контура, она дает нам структуру рисунка. Текстуру некой поверхности. С помощью таких комбинированных масок создаются порой очень сложные текстуры, взглянув на которые, зритель недоумевает: а не фотография ли перед ним? 



Если наносить краску на поверхность через такую маску, получается следующее текстурное пятно, повторяющее контур трафарета… 
 


…Однако на самой работе, такие маски чаще используются для создания сложных поверхностей и штриховок, придающих дополнительный объем. 


Сетки и различные ткани для создания текстур на рисунке применяют очень часто, но нельзя забывать, что материалы, из которых они производятся, нередко синтетические и легко растворяются содержащимся в краске растворителем. Из-за этого на поверхности рисунка могут появиться различные дефекты, как, например, прилипшие к рисунку частицы материала, ворс и пр. Поэтому перед применением таких материалов всегда необходимо делать тесты на растворимость. 

Начинающий мастер аэрографии, как правило, очень много использует различного рода трафаретов в своей работе. В первую очередь они позволяют соблюсти нужные пропорции предметов, являющихся основой композиции рисунка. Во-вторых, используя трафареты легче разложить изображение на основные цвета. Но, становясь все более опытными, художники обычно отходят от этой техники. Со всеми ее плюсами, техника трафаретов, при неумелом обращении делает рисунок слишком «заштампованным», состоящим как бы из отдельных, независимых друг от друга цветовых пятен с слишком ровными, нереальными границами. Кроме того, изготовление качественных и сложных трафаретов занимает уйму времени и сил. И, наконец, главная причина, почему трафареты не всегда применимы в аэрографии, это невозможность избежать нежелательного запыления краски под трафарет. На рисунке 3 изображены причины такого запыления.


Рис.3

Когда трафарет плотно прижат к окрашиваемой поверхности, границы рисунка будут четкими и ровными – по линии вырезанного контура. 

Если же трафарет находится на каком-то расстоянии от поверхности, краска, распыляемая аэрографом, неизбежно будет попадать под контур и делать границы изображения более размытыми и неравномерными. Такое всегда происходит, когда трафарет сделанный из бумаги, приподнимается под струей сжатого воздуха из аэрографа. Положение часто спасают маленькие магниты, которыми его можно зафиксировать на железной плоскости. Часто применяют и малярный скотч для фиксации трафарета. Все же, какие меры мы не применим, нежелательный запыл неизбежен. 

Тем более, что бумажный трафарет трудно уложить равномерно на геометрически сложной поверхности кузовной детали автомобиля (как на нижней схеме). Все эти причины делают трафарет сам по себе не совсем универсальным инструментом в аэрографии. 

Кроме того, когда мы используем краски, содержащие большое количество белил (в системе Diamont– BC190), мы сталкиваемся с проблемой так называемых «ступенек», которые впоследствии очень трудно убрать. Однако тема ступенек будет еще описываться нами в следующих номерах КУЗОВа. 

Опытные мастера, в аэрографии используют комбинированные техники. Трафарет, как правило, необходим лишь на начальном этапе работы, для обозначения основных контуров изображаемого объекта, когда на поверхность наносится набросок будущего рисунка. Затем прорабатываются детали, которые в свою очередь, могут состоять из множества мелких, вспомогательных трафаретов. Посмотрим на работу художника Владимира Пестролобичева из Самары (рис.4) с точки зрения применения им различного рода трафаретов. Попробуем воссоздать технологический процесс, используемый художником во время работы. 



Очень выразительная работа, подчеркивающая характер персонажа, изображенного на капоте и, скорее всего, характер хозяина автомобиля. Нам же эта работа интересна в рамках тематики статьи тем, что в ней использовалось множество различных масок, в том числе и трафаретов. 

 
Перед тем, как приступить к нанесению рисунка, важно продумать последовательность нанесения слоев краски. На этом примере мы видим, что оранжевый фон «мультяшного» дракончика технически плохо сочетается с голубым металликом, которым покрашен автомобиль. В художественном смысле такая «смесь» очень интересна (холодное с горячим всегда привлекает внимание). 


Однако, если мы положим оранжевый фон не используя никакого трафарета на металлик, то неизбежно столкнемся на следующем этапе работы с трудностями перекрытия краской для облаков запыл от фона.

Иными словами, необходимо избегать ситуации, когда приходится белые и просто светлые тона ложить на яркие, красные, оранжевые цвета-подложки. Надо учитывать тот факт, что базовые краски, которыми мы работаем, не являются укрывистыми, иначе мы не видели бы игру перламутров и алюминия, входящих в их состав. 

По этой причине, первый трафарет, используемый в этой работе, должен просто не допустить ненужный запыл от оранжевого фона в ту область рисунка, где присутствуют облака…
 


После того, как мы нанесли фон, можно заняться самим объектом – в данном случае, с помощью трафарета, определяющего контур персонажа, мы это и делаем…


Когда мы определимся с фигурой дракона, можно приступить к различного рода деталям с помощью тех же трафаретов (в данном случае большие белые пятна глаз, зубов, темные – когтей и пр.). 

 

 

Техника применения трафаретов не заключается только в том, что трафарет прикладывается к поверхности, наносится краска и все. После применения трафарета изображение требует дальнейшей обработки. Где-то линия должна оставаться четкой, где-то, наоборот требует смягчения, тогда мастер поверх намеченного трафаретом контура, работает аэрографом без всяких масок. 



В конце разговора о трафаретах, скажем, что вообще в творчестве малоприменимы различные штампы. Чем более оригинальная и неповторимая работа – тем более она ценится. Термин «трафарет» существует и в литературе, он означает установившиеся, ставшие привычными шаблонами поэтические средства. Поэтому употребление трафарета говорит о творческой слабости автора. Однако, когда речь идет о фольклоре или течении, которое придерживается определенных форм и правил, пользование готовыми, установившимися художественными формами отнюдь не является признаком творческой слабости. В аэрографии, разработать и изготовить набор трафаретов для какого либо изображения, а затем штамповать его направо и налево, значит потерять вообще смысл и суть самой работы, которая состоит в индивидуализации кузова автомобиля. С другой стороны, когда мы применяем трафареты для повторяющихся элементов в росписи или как средство для наброска изображения, мы просто применяем инструмент, позволяющий нам работать быстро, удобно и эффективно. Надеемся, что материал этой статьи поможет вам, дорогие читатели, в работе. 

Потом мы продолжим разговор о масках. Речь пойдет о методе называемом «жидкая маска», позволяющем использовать в своей работе различные жидкости, химически нейтральные к растворителям, используемым в красках.



Поиск

Облако тегов

Аэрографы

Самодельный аэрограф 1
Самодельный аэрограф 2
Самодельный аэрограф 3
Самодельный аэрограф 4
Чистящая станция

Компрессоры

Подготовка баллона от огнетушителя
Компрессор своими руками
Компрессор из холодильника и огнетушителя